Какой на самом деле смысл фильма «Материалистка» — отвечает психолог | Источник: кадр из фильма «Материалистка»
Фото

кадр из фильма «Материалистка»

О психологии отчуждения и иллюзий в фильме «Материалистка» the-Day.ru рассказала Галина Шикина, трансперсональный психолог, основатель проекта МЕТТА.

В мире, где чувства измеряются квадратными метрами, а романтика — финансовыми активами, свидание все чаще становится не пространством встречи двух душ, а собеседованием на право проникновения. Простите за прямоту — но это не метафора, это реальность постромантического общества.

«Материалистка»: психологический анализ фильма

Фильм «Материалистка» — не просто история женщины, выбирающей между бедным бывшим и богатым ухажером. Это психологический рентген эпохи, где женщины за 30+, устав от свиданий, говорят: «Я не хочу тратить время. Мне хочется семью». А мужчины, в зависимости от количества нулей в банковском счете, попадают либо в зону прагматичного «я выбираю», либо «ты не урод — у тебя просто нет денег».

Люси, главная героиня (Дакота Джонсон), элитная сваха, торгующая «счастливыми браками». Она сама будто живет по формуле: совместимость = финансы + внешность + социальный капитал. При этом ее собственные отношения — серия двойных посланий.

  • С Джоном (Крис Эванс): эмоциональный контакт, бедность, зависимость.

  • С Гарри (Педро Паскаль): статус, безопасность, отсутствие эмоций.

  • С собой: «Я хочу настоящую любовь, но боюсь раствориться в ней».

Она сталкивает «самцов» лбами, чтобы самой убедиться, что и тот, и другой — не то. Но настоящая драма — не в мужчинах, а в ее психической структуре, которая всех анализирует, но сама себе не разрешает проживать. Она живет не из сердца, а из сценария и установок, и даже не своих (читайте также: Какие обесценивающие установки внушал своим детям практически каждый родитель).

Какой на самом деле смысл фильма «Материалистка» — отвечает психолог | Источник: кадр из фильма «Материалистка»
Фото

кадр из фильма «Материалистка»

Женская психика в мире сделок: между травмой и контролем

Люси — образ современной женщины, выросшей в постпатриархальной культуре. Она заботится о клиентах, как о детях, руководит Джоном, как сыном, и не может быть с Харри — потому что рядом с сильным мужчиной не нужно все контролировать. А если не контролировать, то «кто я тогда»?

Психика, привыкшая быть «мамкой», не умеет принимать. Она боится сильных — ведь в сильных нельзя раствориться, их нельзя дрессировать, как своего бывшего. Но любовь — это встреча, а не компенсация.

Также мы видим, что Люси застряла в двойном послании:

«Я хочу быть любимой… но только если я все контролирую.

Я хочу сильного мужчину… но рядом с ним мне не комфортно.

Я хочу близости… но не хочу уязвимости».

Это классический конфликт адаптивной девочки и взрослой женщины. Она не знает, чего хочет: потому что-то, как было у мамы с папой, не подходит, а как придумала себе — не получается. Отсюда вечная игра в «я не такая» и отказ от проживания чувств изнутри.

Какой на самом деле смысл фильма «Материалистка» — отвечает психолог | Источник: кадр из фильма «Материалистка»
Фото

кадр из фильма «Материалистка»

Секс, деньги и эволюция

Фильм обнажает эволюционную дилемму:

  • Джон — любит, но беден.

  • Гарри — богат, но эмоционально пуст.

Женский мозг (особенно в условиях тревожной привязанности) считывает: «Где мясо (деньги)?» — то есть безопасность. Любовь без финансовой опоры — риск. Деньги без любви — пустота.

Одна из клиенток выходит замуж и говорит: «Я хочу, чтобы моя сестра завидовала». Это программа многих женщин — замужество как социальная стратегия, а не внутренний импульс. Свадьба не как союз душ, а как доказательство: «Я тоже достойна. Я все еще хороша».

Это про травмы девочки, которую недооценили. Про конкуренцию. Про внешнюю референцию. А Люси — просто взрослая девочка с алгоритмами «как правильно», которая не знает, как по-настоящему.

Мы боимся быть настоящими. Боимся открыть сердце, потому что оно уже было ранено. И тогда мы строим жизнь из «правильных» решений. Идем на свидания, как на собеседования. Любим, как умеем — но не как хотим.

Какой на самом деле смысл фильма «Материалистка» — отвечает психолог | Источник: кадр из фильма «Материалистка»
Фото

кадр из фильма «Материалистка»

Заключение: может ли любовь быть свободной?

«Материалистка» — это фильм-портрет женщины нового времени, уставшей быть всем и никем. Он показывает, что любовь, если она возникает в контексте страха, ожиданий и социокультурных конструкций, всегда будет либо не той, либо слишком дорогой.

Истинная близость начинается там, где заканчивается сделка. Но кто нас этому учил?

«Любовь — это взрослая свобода двух людей, умеющих быть вместе и порознь».

Важно взрослеть в любви. Видеть свои сценарии. Распознавать, где вы играете в «девочку, которую не выбрали», а где — в «мать, которая всех спасет». И возвращать себе право на отношения из зрелости (читайте также: Как вернуть страсть в отношения, если кажется, что ничего уже не поможет).

Если вы узнали себя в Люси — это не осуждение. Это приглашение к честности. Потому что под маской контроля может жить невероятная женщина, способная быть любимой не за статус, не за расчет, а просто так.

Галина Шикина

Практикующий психолог, исследователь трансперсональных состояний и бессознательных контрактов в любви. Основатель проекта МЕТТА

Личный сайт