Бывает, что дети уходят из дома, втягиваются в опасные интернет-игры, пробуют алкоголь, наркотики, совершают правонарушения… Как заметить неладное до наступления критического момента? О некоторых «красных флагах» в поведении и опыте детей рассказывает основатель АНО «Азбука семьи», психолог и автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи» Диана Машкова.
Когда стоит тревожиться?
Список «тревожных сигналов» — это не инструмент диагностики и уж тем более не повод пугаться. Это возможность внимательнее понаблюдать за своим ребенком, погрузиться в происходящее с ним. А делать далеко идущие выводы на основании пары-тройки «выхваченных» из списка «флагов» точно не стоит: некоторые из них свойственны детям в подростковом возрасте, другие могут быть особенностью личности и/или интересов ребенка.
Здесь важен контекст, сочетание разных факторов. Если дети не чувствуют себя в безопасности, если они не уверены, что нужны и любимы, то при внимательном наблюдении мы сможем увидеть это через изменения в их состоянии и поведении.
Дети могут стать тревожными, ведомыми, скрывать свою жизнь от родителей и даже подвергать опасности себя или других. Вот в таких ситуациях точно стоит «принимать меры» — укреплять доверительный контакт с детьми и обращаться за помощью к специалистам.
На какие тревожные сигналы имеет смысл обратить внимание?
Негативные изменения в состоянии ребенка:
1. Жалуется регулярно на упадок сил и усталость;
2. Чаще всего находится в подавленном настроении;
3. Вечерами подолгу не может заснуть;
4. По утрам просыпается уже уставшим;
5. Регулярно видит во сне кошмары;
6. Часто ранится, травмируется, приходит домой с синяками;
7. Пренебрегает гигиеной и заботой о себе;
8. Чаще обычного проявляет агрессию к окружающим;
9. Проявляет агрессию к самому себе (аутоагрессия);
10. Чаще обычного болеет простудными и другими заболеваниями.
Трудности отношений в семье:
11. Ребенок думает/говорит, что мама и папа его не любят;
12. Ребенок думает/говорит, что он не нужен своим родителям;
13. Ребенок является свидетелем частых конфликтов между матерью и отцом;
14. Ребенок бывает жертвой рукоприкладства/физических наказаний;
15. Ребенок бывает свидетелем рукоприкладства по отношению к матери;
16. У ребенка не бывает личного времени с мамой и папой;
17. Ребенок скрывает события своей жизни от родителей;
18. Чересчур послушен, никогда не сопротивляется и не бунтует;
19. Не делится никакими чувствами и переживаниями с родителями;
20. Скрывает от родителей своих друзей, не приглашает их в гости;
Трудности учебы в школе:
21. Каждый день с большим сопротивлением ходит в школу;
22. Приходит из школы подавленный и расстроенный;
23. Резко снизилась успеваемость;
24. Ребенок стал более забывчивым;
25. Регулярно приходит в класс с невыполненными уроками;
26. На замечания педагогов реагирует агрессией или безразличием;
27. Всех без исключения учителей считает злыми;
28. Полностью отрицает значимость учебы: «мне пофиг»;
29. Не заводит друзей и даже приятелей среди одноклассников;
30. Регулярно дерется сам и/или приходит с синяками/повреждениями (читайте также: Почему голландских детей считают самыми счастливыми в мире — вы удивитесь).
Сложности общения со сверстниками:
31. Не гуляет, не играет с друзьями и приятелями;
32. Все свободное время проводит только дома;
33. Скрывает от родителей тех, с кем общается;
34. Не делится с родителями историями общения с друзьями;
35. В личных неудачах обвиняет своих друзей и приятелей;
36. Думает/говорит о себе, что недостоин дружбы;
37. Тратит все свои деньги на приятелей и друзей;
38. Раздаривает свои вещи другим детям;
39. Приносит домой вещи других детей;
40. Постоянно конфликтует с другими детьми.
Трудности в выборе занятий в свободное время:
41. Проводит более 2-3 часов в день в интернете;
42. Проводит более 2-3 часов в день за просмотром телевизора/фильмов;
43. Не имеет любимого занятия или дела;
44. Не увлекается никаким видом спорта и/или творчества;
45. Не участвует в помощи родителям по дому;
46. Выбирает занятия, которые причиняют боль и/или дискомфорт другим;
47. Выбирает занятия, которые причиняют боль или дискомфорт ему самому;
48. Охотнее участвует в разрушении, чем в создании чего-либо;
49. Регулярно не может определить своих желаний: «не знаю, чего хочу»;
50. Всегда скрывает и прячет от родителей то, чем занят (читайте также: 5 роковых ошибок в воспитании, которые мешают детям осуществить их мечты).
Детский и подростковый возраст — лучшее время, чтобы вовремя заметить трудности и предотвратить проблемы. Помогая нашим детям ощутить родительскую любовь и поддержку, готовность прийти к ним на помощь, мы тем самым занимаемся профилактикой опасного и девиантного поведения. Поддерживаем формирование гармоничной и зрелой личности наших детей.
Основатель АНО «Азбука семьи», руководитель Всероссийской сети школ родителей «Азбука семьи», автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи» и мама пятерых детей.
Личный сайт