Стереотипов о российском кино так много, что некоторые люди просто игнорируют отечественные премьеры, не замечая, как с каждым годом меняется наш кинематограф: режиссеры все больше экспериментируют с жанрами, применяют современные технологии и прислушиваются к своей аудитории. В прокате и стриминге постоянно появляются достойные ленты, и этот год не исключение.
«Туда»
Популярность роуд-муви продолжает набирать обороты, и если раньше это направление больше ассоциировалось с вестернами и драмами (здесь можно вспомнить оскароносную «Зеленую книгу»), то теперь жанровое разнообразие стало еще масштабнее. Тренд не обошел и российский кинематограф, где авторы догадались поместить «дорожные приключения» и в сай-фай, создав нашумевшую «Кибердеревню», и в романтическую комедию, создав фильм «Туда».
Лента сразу отвечает на вопрос, которым задавались многие: получится ли уехать на такси в другой город? Спойлер: да, только водитель от такого заказа будет немного ворчать. Конечно, в реальности эта поездка была бы не самой лучшей идеей с точки зрения безопасности, но кино дает простор для фантазии: главная героиня, которую играет Ирина Старшенбаум, садится в машину и смело подтверждает — она правильно указала адрес, ей действительно нужно из Москвы в Уфу. Так начинается незабываемое приключение двух незнакомцев.
И хотя фильм больше напоминает комедию, в нем нельзя не заметить характерную черту роуд-муви: между персонажами образуется особая связь, в которой они познают не только друг друга, но и самих себя. Их дорожный быт сближает крепче, чем домашний, однако как только оба понимают, что место назначения все ближе, перед ними встает сложный выбор: расстаться или решиться на еще одно большое путешествие.
«Ровесник»
Чтобы вернуть веру в российское кино, если она утрачена, стоит посмотреть на то, что делают молодые режиссеры, способные изменить как саму индустрию, так и отношение зрителя к ней. К слову, совсем недавно в прокат вышли «Ровесники» — дебютный полный метр Федора Кудрявцева, снявшего документальный сериал «Ничего личного». Последнее — важный пункт, ведь если человек умеет снимать документальное кино, то ему явно есть что сказать в своем мокьюментари.
Вооружившись различными визуальными приемами — в ход пошли форматы вертикальных видео, записи экрана и даже ролики с дип-фейками, — Федор Кудрявцев рассказывает трогательную историю о человеке, погрузившемся в прошлое, чтобы узнать сокровенную тайну. Гриша хочет поближе познакомиться с отцом, которого никогда не видел вживую, но о котором осталась память на кассетах — их герой случайно нашел дома. Оказалось, его папа в 90-е основал первый российский интернет-стартап, а еще у него было очень много друзей, которых как раз можно найти и спросить обо всем — что Гриша и решает сделать.
Фильм дарит приятное чувство, которое приходит только при пролистывании случайно найденного семейного альбома (читайте также: В СССР жили счастливые и беззаботные люди: 25 фото, доказывающих это). Так что если в ближайшее время никакой генеральной уборки не планируется, стоит запланировать поход на «Ровесника», взяв заранее билеты, например, на Кинопоиске.
«Батя 2. Дед»
Сиквелы редко повторяют успех оригинала, но, кажется, когда дело касается доброго семейного кино, все идет в точности наоборот. По крайней мере, так получилось со вторым «Батей»: продолжение, вышедшее через 5 лет после первой части, собрало в прокате 1 млрд. рублей всего за 11 дней, побив рекорд своего предшественника. Такая популярность дает хороший повод задуматься — неужели ностальгия настолько важна для отечественного зрителя?
На самом деле, в «Бате 2» есть не только та самая атмосфера детства, по которой скучают все взрослые. Многих впечатлил и актерский состав — так необычно увидеть дедушку, в которого превратился Евгений Цыганов. Также, лента особенно понравилась своим юмором и остроумием сценаристов, которые наполнили диалоги персонажей настолько тонкими репликами, что их так и хочется разобрать на цитаты. Они, вместе с добрым, простым сюжетом и легендарной музыкой — в фильме песни Леонида Утесова сменяют хиты «Сектора Газа» — делают ленту достойной семейной комедией, которая точно стоит внимания.
«Фишер»
Отечественные детективы уникальны — когда режиссеры умело добавляют в историю нотку «русской хтони», атмосфера получается просто неописуемой. Такой, как в «Фишере»: в этом году у сериала стартовал второй сезон, который, судя по отзывам, показался зрителям еще мрачнее и глубже предыдущего. Возможно, дело в локации, ведь сюжет разворачивается в вымышленном курортном городке, и он в межсезонье, среди дикой природы, выглядит совсем не как уютное место.
В Курортном зафиксировано сразу несколько пропаж — молодые девушки исчезают почти бесследно, а потом их тела находят зверски искалеченными. На расследование в город выезжает Евгений Боков — человек, поймавший Фишера. Изучив материалы и осмотрев территорию, он понимает, что, скорее всего, все убийства — дело рук серийного маньяка, который явно хочет, чтобы его заметили, отчего и оставляет знаки. Из пяти пропавших жертв выжила только одна, и в ее словах, сказанных словно в бреду, кроется гораздо больший кошмар, чем кто-либо мог себе представить.
«Кончится лето»
Для любителей остросюжетных историй среди новинок российского кино тоже есть достойная лента, еще и отмеченная негласным «знаком качества» — Юрой Борисовым в главной роли. Его героя сравнивают с Данилой Багровым, а сам фильм с «Братом», и это не просто так: у «Кончится лето» действительно много параллелей с культовой работой Алексея Балабанова. Но только не в жанровом определении: все-таки «Кончится лето» — больше трагедия, чем боевик.
Хотя начинается все с хорошей ноты: вернувшийся на свободу Кеша находит семью и даже устраивается на работу, а его младший брат поступает в институт. Жизнь налаживается, пока в один момент Кешу не обманывают на деньги. Второй раз начать все заново? Это уже слишком — герой выбирает кардинальные меры и ворует золото у своих же врагов. Прежние дни остаются в прошлом, планы на будущее рушатся, и кажется, что у Кеши нет ничего и никого, кроме брата, который бросил все и пустился с ним в бега.
«Аутсорс»
Тема девяностых пока что не отпускает российское кино и, на удивление, все еще дарит режиссерам вдохновение — проекты получаются совершенно разными, хоть и дух эпохи в них кажется тем же самым. Даже в этой подборке свежие ленты совсем не похожи: молодежный и уютный «Ровесник» резко контрастирует с жестоким «Аутсорсом». От каждого кадра этого сериала так и веет холодом, а вот зрители приняли его тепло, сделав одной из главных премьер года.
Сюжет разворачивается вокруг Константина Волкова, которого исполнил Иван Янковский — герой, полный жажды справедливости, работает в тюрьме и очень много думает о жертвах тех людей, каких видит за решетками. Мораторий на смертную казнь еще не принят, поэтому вопрос витает в воздухе: что такое возмездие, и как его добиваются? Косте кажется, что заключения преступника недостаточно, поэтому он решает помогать людям, пережившим кошмар, отомстить по-настоящему (читайте также: Они завораживают: 8 фильмов и сериалов про мошенников, в которых невозможно не влюбиться).