Жестокая правда жизни: какой ценой давалась красота знаменитым гейшам | Источник: Социальные сети
Фото

Социальные сети

Романтизированный образ гейши как куртизанки или содержанки — это миф, созданный на Западе. Реальность была сложнее и суровее. Гейши (букв. «человек искусства») были профессиональными артистками, развлекавшими клиентов танцами, музыкой и беседой. Однако путь к этому мастерству для многих женщин в прошлом был сопряжен с тяжелыми испытаниями и жесткой социальной системой.

1. Долговая кабала: система «мисэдаси»

Историческим фактом является практика «мисэдаси», когда девочек из бедных семей в возрасте 6-12 лет отдавали в «окъя» (дома гейш). Это часто было вынужденным решением родителей в периоды крайней нужды, например, во время экономических кризисов или неурожаев (читайте также: Ночной кошмар наложниц? Как выглядел настоящий султан Сулейман).

Девочка попадала под опеку хозяйки окъи («ока-сан»), а стоимость ее содержания, обучения и одежды записывалась на ее имя как долг («хики» или «декки»). Этот долг мог быть настолько велик, что на его погашение уходили многие годы, а иногда он переходил по наследству к дочери гейши, если та рождалась в окъе.

2. Суровая дисциплина и обучение гейш

Сначала девочка становилась «сикоми» — прислугой, выполнявшей черную работу. Это был период воспитания смирения. Став «минараи», а затем «майко» (ученицей), она начинала многолетнее обучение традиционным искусствам: танцу, игре на сямисэне, чайной церемонии и особому диалекту («кё-котоба»).

Физические аспекты обучения были тяжелы:

  • Сон на такамакура: Чтобы сохранить сложную прическу, стоившую очень дорого, майко были вынуждены спать, положив голову на высокую деревянную подставку. Это причиняло постоянный дискомфорт и могло вызывать боли в шее.

  • Обувь «окобо»: Хождение на высоких деревянных сандалиях требовало особой выучки и было чревато падениями и травмами.

Источник: Социальные сети
Фото

Социальные сети

3. Спорный ритуал «мидзуагэ»

«Мидзуагэ» (дословно «поднятие вина») — одна из самых мрачных и дискуссионных страниц в истории. Этот ритуал символизировал переход майко в статус гейши и мог включать в себя лишение девственности. Право провести эту церемонию покупал богатый покровитель, а крупная сумма, которую он платил, шла на погашение части долга ученицы.

Хотя не все историки согласны с тотальным распространением этой практики, многочисленные свидетельства и литературные источники (например, автобиографичная книга «Мемуары гейши») подтверждают, что она существовала и для многих девушек была травмирующим опытом.

4. Здоровье как жертва красоте

Изысканный внешний вид имел серьезные последствия для здоровья.

  • Грим «осирои»: Классический белый грим действительно изготавливался на основе свинца, что при регулярном использовании приводило к тяжелым отравлениям, поражениям кожи и выпадению волос. Позже, в XX веке, от свинца отказались.

  • Кимоно и оби: Многослойное кимоно с тяжелым поясом оби (до 20 кг) создавало огромную нагрузку на позвоночник. Тугое затягивание пояса могло приводить к деформации ребер и проблемам с внутренними органами.

Источник: Кадр из фильма «Мемуары гейши»
Фото

Кадр из фильма «Мемуары гейши»

5. Отсутствие личной свободы

Жизнь гейши, особенно в прошлом, была строго регламентирована правилами окъи и гильдии. Выбор клиентов, распорядок дня, финансовые траты — все контролировалось.

Личная жизнь и романы были под запретом, так как это могло навредить репутации и бизнесу. Замужество обычно означало конец карьеры и требовало выплаты оставшегося долга окъе, что было практически невыполнимо без помощи богатого мужа.

Путь гейши в исторической перспективе был для многих женщин не добровольным выбором карьеры, а формой выживания в условиях бедности и патриархального общества. Их знаменитые искусство и красота были результатом не только таланта и трудолюбия, но и суровой дисциплины, финансовой зависимости и жертв, принесенных собственным телом и свободой (читайте также: Всего один запрет, который нельзя было нарушать наложницам в гареме — это могло стоить им жизни).Понимание этого контекста позволяет увидеть за безупречным образом не мифическую фигуру, а реальную женщину, вынужденную платить высокую цену за свое место в мире.