Матильда Кшесинская
В истории Матильды Кшесинской удивляет диссонанс: миниатюрная, всего 153 сантиметра ростом, без «правильных» черт лица, она сумела стать женщиной, способной влиять на императорский двор и определять правила на сцене Мариинского театра. Ее сила не в классической внешности, а в умении производить впечатление: в сочетании харизмы, характера и редкой профессиональной смелости. Именно эта смесь позволила ей сначала покорить театральную публику, а затем самого цесаревича Николая.
6 декабря 1971 года Кшесинская ушла из жизни почти столетней, оставив за собой миф, который давно вышел за пределы балетной хроники. За десятилетия ее образ успели окружить легендами — от блистательных романов до невероятных карьерных взлетов и падений.
Но чем дальше мы отходим от эпохи империи, тем яснее видна другая Кшесинская: женщина, которая сделала свою историю сама, часто вопреки обстоятельствам и представлениям о том, какой должна быть балерина.
Девочка из большой балетной семьи
Матильда была младшей из 13 детей, выросла в атмосфере постоянных репетиций и театральных правил. На сцене Мариинки она начинала как «вторая Кшесинская», в тени старшей сестры, но очень быстро стало понятно, что именно младшая обладает настоящей сценической властью.
Матильда Кшесинская
Ее темперамент и безошибочная техника — включая знаменитые 32 фуэте подряд — сделали Матильду одной из самых обсуждаемых танцовщиц России. Она не боялась спорить с режиссерами, требовать роли и менять партнеров — и это в эпоху, когда балеринам отводилась куда более покорная роль (читайте также: Как появились пуанты и почему именно эта обувь идеально подходит для балерин).
Роман, о котором знала вся империя
Знакомство с будущим императором Николаем II произошло на выпускном концерте Матильды. Неформальное общение быстро переросло в роман — нежный, почти юношеский, но неизбежно заряженный вниманием всей придворной среды. Матильда называла Николая «Ники», писала ему откровенные письма и, по воспоминаниям современников, была первой женщиной, которую цесаревич искренне любил.
Их связь завершилась, когда Николай получил разрешение жениться на Аликс Гессенской, но отношения остались теплыми, и десятилетиями становились поводом для сплетен и домыслов.
Два великих князя и жизнь в роскоши
После расставания с цесаревичем рядом с Матильдой появились сразу два мужчины из дома Романовых — Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Их привязанность обеспечила балерине роскошную жизнь: драгоценности от Фаберже, загородный дворец со своей электростанцией, легендарный золотой гребень, которому приписывали магические свойства (читайте также: Кольцо за миллиард и другие подарки, которые Матильда Кшесинская получала от императора и других любовников).
Матильда Кшесинская
Именно в этот период она стала одной из богатейших женщин России, в ее доме устраивали балы, а слухи о подарках ходили по всей столице.
Эмиграция, азарт и долгая жизнь
После революции Кшесинская уехала во Францию, где начала новую жизнь практически с нуля. В Европе она увлеклась рулеткой и получила прозвище Мадам Семнадцать — за неизменную ставку на одно и то же число. Несмотря на трудные годы, Матильда сохранила свою легендарную энергичность и дожила почти до 100 лет: в ее семье вообще было много долгожителей.
Почему Кшесинскую продолжают обсуждать
Кшесинская стала фигурой, вокруг которой сходятся сразу несколько историй: взлет артистки, роман с последним императором, блеск петербургского балета и трагедия эмиграции. И, возможно, именно поэтому интерес к ней не исчезает. Она доказала, что сила артистки не только во внешних данных, а в характере и способности создавать собственный миф.