Почему на самом деле корабли снизу красят в красный цвет — ответ вас удивит | Источник: theDay/DALL-E
Фото

theDay/DALL-E

Вы, наверное, неоднократно замечали: в порту или на картинках в журналах многие корабли выглядят так, словно они разрезаны на две части. Над водой они бывают белоснежными, серыми или даже небесно-голубыми, но под ватерлинией почти всегда проступает характерный красный оттенок. Для непосвященных это кажется просто устоявшимся приемом или даже данью эстетике морской романтики.

На самом деле за привычной краской скрывается долгая история, уходящая в далекие времена парусных фрегатов, а также сугубо практический смысл, без которого мореплавание выглядело бы совсем иначе.

Почему море красит корабли

Короткий ответ на вопрос, почему корабли снизу красят именно в красный — дело в биологии и химии. Когда корабль находится в воде, его днище неизбежно обрастает морскими организмами: водорослями, моллюсками, морскими ракушками и мелкими крабами (читайте также: Ученый назвал 5 мифов про акул, в которые давно пора перестать верить).

На первый взгляд может показаться мелочью, но на деле прирост живности увеличивает сопротивление воды и утяжеляет судно. В итоге корабль тратит больше топлива, движется медленнее и быстрее изнашивает оборудование.

Почему на самом деле корабли снизу красят в красный цвет — ответ вас удивит | Источник: theDay/ideogram
Фото

theDay/ideogram

Чтобы решить проблему, еще в XVII–XVIII веках моряки начали покрывать нижнюю часть корпусов смесью, в которую входила медь. Металл обладает ярким красно-коричневым оттенком и одновременно действует как биоцид — вещество, препятствующее росту живых организмов.

Именно поэтому киль и подводная часть судов стали окрашиваться в характерный красный цвет, дополнительно со временем такой оттенок стал чем-то вроде негласного стандарта, обещающего скорость и надежность (читайте также: Почему в ХVI веке ни один моряк никогда не согласился бы съесть на корабле рыбу).

Судовой «макияж»: от меди до современных покрытий

Сегодня технологии шагнули далеко вперед: чистая медь уже не используется, потому что она может быть полезна для кораблей, но токсична для морской экосистемы. На смену пришли специальные краски против обрастания живыми организмами, в составе которых содержатся соединения меди и другие современные компоненты. Они создают на корпусе защитный слой, мешающий микроорганизмам и водорослям закрепиться на поверхности.

Однако здесь важно и то, что цвет до сих пор остается узнаваемо красным или бордовым. Это своеобразная дань традиции: моряки и инженеры настолько привыкли к красному дну, что даже сегодняшние материалы подгоняют по цвету под исторический стандарт. Хотя сейчас доступны покрытия самых разных оттенков, именно красный остается главным в судовой эстетике.

Почему на самом деле корабли снизу красят в красный цвет — ответ вас удивит | Источник: theDay/ideogram
Фото

theDay/ideogram

Почему красный до сих пор актуален

Казалось бы, в эпоху высоких технологий и мощных двигателей давно можно было бы отказаться от старых практик. Однако экономия топлива и снижение затрат на обслуживание — вопросы, которые волнуют каждую судоходную компанию и сейчас, и сотни лет назад.

Сохранение гладкой поверхности корпуса позволяет пройти тысячи километров быстрее и с меньшими расходами, а значит, красный низ не просто привычное решение, а продуманная стратегия.

Так что в следующий раз, когда вы увидите в порту белоснежный лайнер с бордовым брюхом или суровый серый военный корабль с красноватым низом, вспомните: здесь мы говорим вовсе не про вопрос дизайна, а про результат многовекового союза науки, традиций и морской практики.

И, возможно, этот морской секрет действительно удивит вас больше, чем кажется на первый взгляд. А еще не будем спорить с тем, что красный цвет действительно смотрится эффектно в окружении морской глади и бесконечного синего неба. Одним словом, сплошные плюсы!