Все мы знаем фразу «какого лешего», но многие ли задумывались о ее происхождении? Произнося эти слова в моменты недоумения или раздражения, вряд ли мы вспоминаем о древних мифах и поверьях, связанных с лесными духами. А между тем именно в них кроется ключ к пониманию этого колоритного выражения.
Откуда взялся «леший»
Для начала попробуем разобраться, откуда взялся этот «леший» и что он собой представляет. Слово «леший» происходит от старославянского и означает «лесной, поросший лесом». В мифологии восточных славян это дух-хозяин леса.
В мифологических рассказах он предстает антропоморфным существом. Считается, что этот дух недружелюбно настроен по отношению к людям. Он мог принимать любые образы, но чаще всего они связаны с явлениями и существами леса.
Чем же обусловлена неприязнь лешего к людям? В этом вопросе кроется понимание не только природы этого мифологического существа, но и восприятия древними славянами окружающего мира (читайте также: Тест: какое вы существо из древнерусской мифологии).
Лешие, как уже говорилось ранее, являются духами леса и его защитниками. С самого начала своей истории человечество проявляло тенденцию к освоению и преобразованию окружающей среды. Люди нарушали лесной порядок. За это вторжение в природу лешие как раз и насмехались над путниками, блуждавшими в лесу.
Интересные факты о лешем
В разных регионах России лешего называли по-разному: лесовик, лесун, боровик, а в белорусской традиции — лясун.
Отличительной чертой лешего в поверьях была обувь, надетая наоборот — левый лапоть на правой ноге, и наоборот.
Считалось, что леший может подражать голосам знакомых, чтобы заманить путника. В лесу запрещалось свистеть, чтобы не привлечь его внимание.
Чтобы обмануть лешего, следовало вывернуть одежду наизнанку или надеть головной убор задом наперед. Чтобы задобрить лешего, охотники оставляли ему подношения на пнях — обычно хлеб с солью или первую добычу.
В некоторых поверьях леший имел власть над лесными животными и мог наслать на охотника медведя или стаю волков.
Крестьяне верили, что леший особенно активен в осенние месяцы, когда природа готовится к зиме.
В некоторых северных сказаниях леший мог жениться на заблудившейся девушке — отсюда пошло выражение «пойти к лешему» в значении бесследно исчезнуть (читайте также: Тайна за семью печатями: кем на самом деле было Лихо Одноглазое из русских сказок).
Происхождение выражения «какого лешего»
Изначально образ лешего внушал суеверный страх, и это нашло отражение в языке. Сама мысль о встрече с этим духом, способным навести порчу и запутать в лесной чаще, вызывала тревогу и беспокойство. Со временем суеверия ушли, а фразы, связанные с лешим, приобрели переносное значение.
«Какого лешего?» или «За каким лешим?» со временем утратили прямой мистический смысл, но сохранили эмоциональную окраску. Из-за его враждебности и склонности запутывать людей в лесу фраза «Иди к лешему» превратилась в своеобразное пожелание пойти прочь (читайте также: Это не покажут в мультфильмах: кем на самом деле были сказочные русалки).
Эти выражения больше не подразумевают реальную встречу с лесным духом, а выражают крайнее раздражение, недоумение или возмущение по поводу нелогичного или нежелательного события. Это словесный жест, подобный взмаху руки в знак отчаяния: «Что вообще происходит?!»
Сегодня мы вкладываем в эту фразу лишь эмоции, не задумываясь о ее глубоких корнях и связях с древними поверьями. Однако знание истории происхождения выражения «какого лешего» позволяет нам лучше понимать культуру и мировоззрение наших предков, для которых природа была живой и одухотворенной.