«Черная смерть» — вторая пандемия чумы в истории человечества, разразившаяся в XIV веке. Она унесла жизни десятков миллионов людей: по разным оценкам, погибло от 30 до 60% населения Европы, а некоторые хроники предполагают до 200 миллионов жертв. В условиях ужаса и тотального страха интимная жизнь людей тоже претерпела серьезные изменения — от бурного расцвета проституции до религиозных запретов и эксцентричных оргий.
Секс на фоне катастрофы
На первый взгляд кажется, что тема секса во времена чумы звучит несколько кощунственно. Но, как показывают свидетельства историков, даже в период массовой смерти люди продолжали искать близости (читайте также: Страх близости: как проработать эту травму).
Интимная жизнь обострилась под влиянием страха, религии и отчаяния, а вместе с ней усилились и некоторые крайности.
Проституция и муниципальные бордели
Чума вызвала дефицит рабочей силы, и это неожиданно улучшило условия для куртизанок. Историк Джеффри Ричардс в книге «Секс, диссидентство и проклятие» пишет, что спрос на их услуги был так велик, что в ряде городов начали строить муниципальные бордели с охраной и относительно безопасными условиями.
После снижения смертности интерес к услугам женщин резко упал, но во время пика эпидемии представительницы этой профессии считались почти что необходимыми членами общества.
Грех и наказание
В то же время в ряде регионов проституцию приравнивали к богохульству: многие считали, что чума — кара за грехи, и жриц любви выгоняли за стены городов (читайте также: «Жрицы любви»: как выглядели главные куртизанки Франции и их знаменитые «клиенты»).
Вольные утехи на кладбищах
Историк Дэвид Херлихай в книге «Черная смерть и трансформация Запада» отмечает, что часть населения реагировала на смерть отчаянным вызовом: устраивались вольные утехи прямо на кладбищах. Там люди не только искали близости, но и пили, танцевали и пели песни.
Папа Римский был вынужден издать специальный запрет на подобные действия, однако это не остановило отчаянных горожан: для них подобные встречи становились символом победы над смертью и способом почувствовать себя живыми.
Флагеллянты и псевдофлагеллянты
По улицам ходили флагеллянты — религиозные фанатики, бичующие себя плетями ради искупления грехов человечества. Люди платили им за самобичевание, надеясь «отвести чуму».
Однако вскоре появились и их антиподы — псевдофлагеллянты, которые, наоборот, проповедовали радость до последнего дня. Они устраивали уличные шоу, в том числе с элементами публичного секса, что вызвало бурное негодование церкви и одновременно огромный интерес публики.
Интимные отношения между родственниками
Чума уничтожила огромную часть населения, оставив людей без партнеров, и в результате интимные отношения между родственниками, особенно в благородных семьях, стали куда более распространенными. Запреты ослабевали: необходимость сохранить династические союзы и социальный статус оказывалась сильнее строгих табу.
Брак и деторождение
После чумы отношение к браку изменилось: массовая гибель людей привела к резкому сокращению населения, а в обществе возникла острая потребность в восстановлении численности. Поэтому уже в первые годы после эпидемии фиксируется настоящий бум браков: люди стремились скорее создать семью и завести детей. Для многих это было не только способом обрести стабильность, но и своеобразным ответом на смерть — желание продолжить род и заполнить опустевшие дома.
Интимная жизнь во времена «черной смерти» была одновременно подавленной и бурной: религия запрещала, врачи предостерегали, но страх и отчаяние подталкивали людей искать близость, а секс становился способом борьбы с неизбежностью смерти.